На кладбище в Глухове найдена братская могила жертв резни 1918 года

Национальный заповедник «Глухов» издал очередной сборник трудов «Сіверщина в історії України». Опубликованная работа кандидата исторических наук Веры Назаровой имеет все признаки научной сенсации. В результате проведенных натурных работ, очистки, проявления и расшифровки надписи надгробных камней с помощью специалистов в области иврита и раввинской литературы удалось найти не только братскую могилу жертв еврейского погрома 1918 года, но и захоронение некогда почитаемых в Глухове цадиков. Предлагаем краткий вариант статьи.

Особый интерес на еврейских кладбищах представляют могилы хасидских ребе и праведников. Они воспринимаются как святые места, на них ставятся склепы-ойхели, к ним специально отправляются в паломничество, рядом с ними молятся и оставляют записочки-квитлах с пожеланиями. Такие захоронения имеют, помимо исторической и культурной, еще и религиозную значимость и являются местом паломничества современных хасидов. Братское захоронение, о котором идет речь, одновременно является могилой некогда почитаемых в Глухове цадиков Менахема-Нохима-Давида Геселева и Исраэля-Дов-Бера Нохимова Шумяцких и может стать объектом религиозного туризма. Данное захоронение вполне может считаться памятником истории и должно быть внесено в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия.

Еврейские погромы в Глухове описывались в 1923 году И.Х. Чериковером, упоминались в книгах М.М. Часницкого «Глухов. Евреи. Память жива» и «Евреи. Глухов и Сумщина». Еврейский погром, произошедший в Глухове 7-8 марта 1918 года, был наиболее кровопролитным и запомнился обилием жертв, число которых составляло более 100 человек.

«Резня в городе была направлена исключительно против евреев. Евреи прятались у остальных жителей города в подвалах и на чердаках, но многих находили и жестоко расправлялись с ними. На лугах и улицах валялись в лужах отцы семейств, старики и женщины. Трупы лежали не убранные в течение 3-х дней – евреи боялись показываться лишний раз на улице, а местные «революционные власти» были заняты более важными делами. Они уничтожали спирт с разграбленных заводов и грабили имущество евреев. Спустя 3 дня некоторым идейным личностям, которые все же были в массах этих «большевиков», с величайшим трудом удалось остановить погром», – идет речь в одном архивном документе.

Точное местонахождение захоронений жертв погромов в границах еврейского кладбища ни в одном документальном источнике не указывалось. До недавнего времени считалось, что евреи, погибшие в погроме 7-8 марта 1918 года, были похоронены в трех братских могилах, которые обозначены на топографическом плане кладбища и расположены в восточной части некрополя.

В 2018 году автором статьи (ред. – Верой Назаровой) были проведены полевые работы на еврейском кладбище города Глухова, которые заключались в поиске сохранившихся надгробий, включая фрагменты, основания, а также ушедших глубоко в землю и заросших травой целых памятников или их частей.

Выявлено еще 6 надгробий, установленных на персональных могилах жертв еврейских погромов: М.Э. Милославского, Л.Л. Письменного, Р.И. Турок и ее сыновей Ейна и Егешуа Турок, Е.К. Дорошова, отца и сына М.Б. и Л.М. Дорошовых.

Осенью 2019 года были проведены дополнительные исследования на глуховском еврейском кладбище. Прежде всего они затрагивали надгробия с трудно читаемыми, в виду их плохой сохранности, эпитафиями. Данные надгробия требовали применения специальных методик по «проявлению» надписей и последующую их расшифровку с помощью специалистов в области иврита и раввинской литературы.

Благодаря этой работе в западной части кладбища удалось выявить подлинное место захоронения двух глуховских праведников (цадиков), один из которых был убит во время погрома 7–8 марта 1918 года. Расшифровка текста, выбитого на их надгробии, позволила установить, что данная могила является братской, а памятник – неким мемориалом, сооруженным непосредственно после кровавых событий 1918 года.

Таким образом, мы видим, что данное надгробие установлено на могиле цадика Менахем-Нахума-Довида Шумяцкого, в ногах которого похоронены убитые в погроме его сыновья: Духовный раввин Исраэль-Дов-Бер Шумяцкий и его брат Шмуэль.

В основании вышеуказанного памятника прощупывается цементированная плита площадью около 25 м², что вполне соответствует необходимому для братской могилы размеру.

 Трудно предположить, станет ли Глухов второй Уманью в Украине, куда стремится в определенное время попасть каждый уважающий себя правоверный хасид, если хочет, чтобы его молитву услышал Бог (именно в Умани погребен один из духовных лидеров хасидизма – рабби Нахман). В любом случае найденная через сто лет могила почитаемых праведников – событие огромной исторической и культурной важности.

nedelya.info